Всплеск цен на бензин обострил проблему госуправления


Фото PhotoXPress.ru

Рост цен на бензин затронет все население, а не только автомобилистов.  

Механизм «умного» ценообразования в нефтяной отрасли опять дал сильный сбой. Поэтому на фоне резкого роста топливных цен бензина правительству приходится срочно переходить на ручное управление, договариваясь с лидерами отрасли о балансировке рынка.

Отвечающий в новом правительстве за нефтянку вице-премьер Дмитрий Козак рассказал в субботу о результатах встречи с представителями 13 крупнейших нефтяных компаний страны. Правительство пообещало  снизить акцизы, а производители топлива взамен пообещали зафиксировать цены по состоянию на 30 мая и не повышать их в течение месяца. Акцизы снижаются почти на треть – на 3 тыс. руб. за тонну бензина и на 2 тыс. на дизтопливо. С учетом отмены планировавшегося ранее повышения акцизов с 1 июля на 700 руб. налоговое бремя уменьшится на 3,7 тыс. и 2,7 тыс. руб. соответственно.

По оценкам экспертов, это снизит оптовые цены на топливо в пределах 2,2–2,5 руб. за литр, пишет РИА Новости. Но в рознице, по оптимистическим прогнозам, бензин может подешеветь максимум на рубль, а скорее всего вообще не подешевеет. Высокие ценники вызвали активное недовольство не только автолюбителей, но и местных властей. Проблема приобрела уже политический оттенок, и в ряде регионов – Новосибирске, Омске, Дагестане – уже прошли протестные акции автомобилистов, такие же мероприятия готовятся в ряде других регионов. Депутат Заксобрания Камчатского края пенсионер Михаил Пучковский попросил организовать возле здания правительства региона «стоянку» для своего коня, так как возможности приехать на машине из-за цены на бензин у него не стало. Напомним, что с начала года, по данным Росстата, топливо на бензоколонках подорожало в среднем по стране на 7,3%. А в Москве, например, самый востребованный Аи-92 прибавил 8,6%, и теперь за литр надо отдать почти 46 руб. То есть 100 км можно проехать теперь за 460 руб., если ваша машина потребляет 10 л на 100 км.

То, что ситуация может стать критической, ясно давно. Основной вопрос – в чем причина, к каким последствиям, в том числе и политическим, она приведет. Внутренние цены на бензин, по официальной версии, увеличились из-за подорожания нефти на мировом рынке. Дефицита топлива в стране нет, утверждают чиновники. Но его производство стало менее выгодным. Так объяснил причины происходящего Дмитрий Козак в телепрограмме «Вести в субботу».

«Чтобы обеспечить баланс цен, нефтяники подняли цены на нефть, нефтеперерабатывающие заводы – цены на бензин, и мы получили ту ситуацию, которую имеем на оптовом рынке», – объяснил вице-премьер.

Однако в компании «Роснефть» видят причину топливного кризиса в другом. По мнению вице-президента компании Михаила Леонтьева, корень проблемы – в налогах.  «Причина кризиса – это налоговое регулирование, которое и создало нетерпимую, но предсказуемую ситуацию», – сказал «НГ» Леонтьев. Речь о налоговом маневре, который привел к ситуации, когда экспортировать нефть гораздо выгоднее, чем продукты переработки. «Эта ситуация кому-то выгодна, но не нашей компании, у которой большой объем переработки. Эта модель системно душит переработку, получается, что переработка нефти карается рублем», – говорит представитель «Роснефти». Леонтьев напомнил, что компания еще два года назад предупреждала, что такие действия приведут к дефициту топлива, потому что компании стимулируются к сокращению переработки. «Все остальное – усиление акцизного давления, с одной стороны, и ценовая конъюнктура мирового рынка – с другой – просто усугубили ситуацию. Это дополнительные факторы, которые ситуацию усилили, – заявил он РИА Новости. – Виновником кризиса является финансовый налоговый регулятор – Минфин. Он виноват в кризисе и несет основную ответственность за него».

«Мы рады, что правительство пошло навстречу компаниям, а компании – навстречу правительству, но результаты совещания – это паллиатив. Выигранное время необходимо использовать для принятия решительных мер как оперативного, так и стратегического плана, – сказал «НГ» Леонтьев. – Увеличение акцизов в свое время естественным образом привело к увеличению стоимости топлива. Компании могут задержать повышение цен на топливо в связи с увеличением акцизов на какое-то время, но не «проглотить» их».

По мнению Леонтьева, нынешняя модель ценового регулирования должна быть отменена. «Переработка не может быть заведомо убыточной», – считает он. Леонтьев обращает внимание, что цена нефти формирует только 7% цены бензина, тогда как все виды налогов и сборов, акцизы формируют ее на 70%. Остальное – это наценка АЗС, переработка на НПЗ и транспортировка.

«Налоговый маневр подразумевает, что в резервы государства идут все средства свыше 43 долл. за баррель, тогда как нефть сегодня стоит уже 77 долл. В результате сегодня неиспользованные остатки составляют 7,5 трлн руб., а правительство продолжает искать, где взять деньги на прорыв», – недоумевает Леонтьев. Главный риск возобновления роста цен в том, что экспорт по-прежнему гораздо выгоднее продаж на внутреннем рынке. Реализация каждой тонны 95-го бензина за рубежом приносит на 4,6 тыс. руб. больше, чем в России. Для Аи-92 этот показатель – 4,3 тыс. руб., для дизеля – 4 тыс. РИА Новости пишет, что из-за этого нефтяники считают летнее снижение акцизов недостаточным и просят добавить еще 10%, чтобы выровнять доходность между экспортом и внутренним рынком. Альтернатива снижению акцизов – временное жесткое ограничение экспорта нефтепродуктов.

Уже нынешнее снижение акцизов приведет к падению бюджетных доходов примерно на 125 млрд руб., а с июля – на 150–160 млрд. Однако, как ожидается, доходы федерального бюджета от экспорта углеводородов по итогам года достигнут примерно 2,75 трлн руб., в пять раз больше плана (527,6 млрд руб.).

http://www.ng.ru/economics/2018-06-04/4_7238_petrol.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com