РУСАЛ разработал уникальные скандийсодержащие сплавы для судостроительной отрасли


Москва, – 13 марта 2018 года – ОК РУСАЛ (торговый код на Гонконгской фондовой бирже 486, на
Euronext RUSAL/RUAL, на Московской бирже RUAL), один из крупнейших в мире
производителей алюминия, проводит совместно c потребителями в судостроительной отрасли
испытания созданных компанией высокопрочных деформируемых скандийсодержащих
алюминиевых сплавов.

Уникальная композиция сплава на основе системы Al-Mg-Sc, конкурентным преимуществом которой
является сниженное в три раза содержание скандия в составе при сохранении повышенных
характеристик, присущих скандийсодержащим алюминиевым сплавам, разработана специалистами
РУСАЛа и Института легких материалов и технологий (ИЛМиТ). Таким образом, пониженная
стоимость сплавов с самыми лучшими характеристиками по прочности, коррозионной стойкости и
прочности сварного шва выводит этот класс сплавов из разряда эксклюзивных в разряд сплавов
массовой доступности к использованию. Работа над проектом длилась в течение четырех лет, общий
объем инвестиций составил более 90 млн рублей. Опытные партии материала уже находятся на
тестировании в российских и зарубежных компаниях, занимающихся изготовлением и поставкой
компонентов для судостроения. Полученные результаты в дальнейшем могут быть использованы при
разработке новых композиций по требованию заказчиков.

В ходе работы над проектом специалисты успешно решили самое главное препятствие на пути
широкого распространения алюмоскандиевых сплавов: за счет кратного снижения содержания скандия в
сплаве удалось существенно снизить стоимость материала, что позволяет его рассматривать для
массового применения в судостроении и авиакосмической технике, а также в других отраслях, где
важны низкий удельный вес и хорошая технологичность.

Одновременно с испытаниями проводится сертификация для серийного применения материала.
Сертификация будет завершена уже в 2019 году, и затем последует его массовое, серийное
производство, а также расширенное продвижение в области автомобиле- и авиастроения.
Совместно с ИЛМиТ РУСАЛ также продолжает работу над созданием новых скандийсодержащих
алюминиевых материалов для аддитивных технологий. Разработка компании обладает высокими
характеристиками прочности на уровне Sсalmalloy, при этом количество скандия в нем ниже в 2,5 раза
по сравнению с имеющимися на рынке аналогичными продуктами. В настоящее время ведется
разработка режимов печати порошка для создания конечных деталей.

«Наличие собственной сырьевой базы и уникальных технологий производства оксида скандия, лигатур
и алюмоскандиевых сплавов позволит РУСАЛу в ближайшие годы вывести на рынок
конкурентоспособную продукцию с добавленной стоимостью, которая может быть широко
востребована во многих отраслях машиностроения. По результатам сотрудничества как с российскими,
так и зарубежными компаниями будет принято решение о наращивании собственных мощностей по
производству алюмоскандиевых полуфабрикатов», – отметил технический директор РУСАЛа Виктор
Манн.