ОНФ выяснил, какие образовательные инициативы находят поддержку у общественности


Большинство россиян поддерживают такие нововведения в школьном образовании, которые способствуют расширению круга знаний учащегося, формированию его мировоззрения и практических навыков, необходимых в повседневной жизни. К таким выводам пришли эксперты ОНФ по результатам опроса о настоящих и возможных изменениях в образовании.

В январе этого года Народный фронт провел опрос более 1200 россиян в возрасте от 18 лет из 84 субъектов РФ. Результаты мониторинга показали, что больше всего из образовательных инициатив граждане поддерживают введение в школьный курс астрономии и второго иностранного языка, а также уроков семейного воспитания. Такая инициатива, как перенос учебного года на 1 октября, не нашла должной поддержки.

За введение астрономии в школе выступает большинство опрошенных (70%), респонденты считают, что ее изучение расширяет знания и формирует мировоззрение ребенка. 36% высказали мнение, что включать астрономию в школьную программу можно, но как факультативный предмет. 60% опрошенных готовы также поддержать изучение второго иностранного языка, если на него будет достаточно времени, а преподаваться он будет должным образом. В свою очередь около трети респондентов выступили категорически против этой инициативы, они считают, что этот предмет займет много времени, которое можно было бы уделить более важным дисциплинам или увлечениям ребенка.

Идея введения базового учебника в целом нашла поддержку у половины респондентов. Главная мысль — сокращение линейки учебников должно сопровождаться повышением качества изложения. 47% опрошенных отметили, что хорошо проработанный учебник избавит педагогов от необходимости перерабатывать множество книг для формирования основной программы. При этом 22% респондентов убеждены, что научить по одной статичной книге всему, что нужно для сегодняшней жизни, невозможно, поэтому нужно не сужать, а расширять перечень литературы и других материалов для преподавания. Еще 13% считают, что один учебник по предмету ограничивает учителя — сейчас он может при необходимости давать задания из разных книг, как на уроке, так и на дом.

Нашла поддержку и инициатива включения основ семейной жизни в школьную программу (83%), изучение которых позволит ребятам получить дополнительные знания по психологии, педагогике, медицине, этике, поможет успешно вступить во взрослую жизнь, ответственно подойти к созданию семьи. «Как ранее показывали опросы ОНФ, для большинства молодых людей в возрасте от 13 до 18 лет на первом месте среди ценностей стоят хорошие семейные отношения. Эти ценности должны формироваться в том числе в школе, поэтому учащимся необходимо рассказывать о значимости институтов брака и семьи, о семейных традициях и семейном праве. Считаю правильным, что в условиях высоких нагрузок как на школьников, так и на педагогов, основы семейной жизни будут изучаться не отдельным курсом, а в рамках уже существующих школьных предметов, таких как обществознание, история, литература и др.», — считает член Центрального штаба ОНФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Также респонденты поддержали трудовое воспитание в школе (80%), отметив, что эта необходимость давно назрела. При этом, большинство опрошенных (67%) выступило против переноса начала учебных занятий на 1 октября. Они аргументируют это тем, что данная инициатива может негативно повлиять на учебный процесс и в школе, и в вузах, а также нанести только вред как школьникам, так и педагогам. К тому же, для многих имеет значение традиция празднования Дня знаний.

«Реформы последних лет показали, что родители болезненно относятся к различным нововведениям в сфере образования, высказывая мнение о том, что сегодня стоит вернуться к тому, что было утрачено, к советской системе образования. Безусловно, советская система образования была одной из сильнейших в свое время. Но мир за последние 20 лет изменился, в первую очередь, благодаря развитию интернет-технологий. Это качественно изменило условия обучения. Сегодня российское образование развивается быстро и динамично. Реагируя на социальные запросы и современные реалии, оно постоянно выступает с новыми проектами и инициативами. И мы сегодня работаем над тем, чтобы эти инициативы были приняты родителями, удовлетворили их запросы, нашли поддержку у самих школьников и были реализованы с учетом их пожеланий. А в случае несогласия — прошли дополнительную проверку и общественное обсуждение», — заключила Духанина.