На что пойдут миллиарды?


        Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ


Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ

Три миллиарда рублей — такую весьма нескромную сумму выделят из госбюджета на поддержку Первого канала.

Цифру уже озвучили официально. Эксперты и специалисты рассуждают о том, целесообразны ли траты. На что могут пойти эти средства? Станет ли телеменю более вкусным и изысканным, чем сейчас?

— Три миллиарда?! Это гигантская сумма даже для такого титана, как Первый! — удивляется Андрей Верещагин, телережиссер и член Академии российского телевидения. — На эти деньги, по идее, можно полностью и целиком обновить всю техническую базу, создать несколько потрясающе интересных собственных телепроектов. Не покупных аналогов западного, а уникальных, своих. Почему-то их не создают. А телеменю однообразное, по большей части истерические разборки с общим воем. На всех каналах, а на Первом особенно. Однообразные декорации. Профессионалов в области телевидения на Первом практически не осталось. Развлекательными шоу однозначно перекормили.

— Мне кажется, уже даже программу «Время» пора доверить Максиму Галкину. И переименовать Первый в «Галкин-ТВ», — иронизирует известный журналист, «взглядовец» Александр Политковский. — От собственных оригинальных программ, увы, фактически отказались. Даже изгнали «Жди меня» и «Спокойной ночи, малыши!» — проект-достояние, на котором выросло несколько поколений, его нужно было только улучшать и модернизировать. И уж точно не выбрасывать за порог.

Но вдруг три миллиарда из бюджета все же позволят выправить ситуацию и телевидение станет другим, лучшим? «Телевидение однозначно изменится», — солидарны оба наших собеседника. Вопрос, в какую сторону. Ответ тоже однозначный.

— Год 2018-й — выборный, — напоминает Александр Политковский. И прогнозирует появление множества программ «отчетно-героического цикла»: о том, как страна развивается, а будет еще лучше, надо лишь немного подождать… — Подготовят цикл документальных фильмов про героическое строительство Керченского моста. И прочие духоподъемные передачи. Курс на них уже взят — месяца полтора назад (если вы вдруг не обратили внимания) с экранов заговорили о достижениях, «мы впереди планеты всей». Подобного «продукта» на Первом будет все больше. Не просто же так им выделяют эти деньги — придется отрабатывать.

— Вообще, на центральных каналах сложилась уникальная ситуация: кормятся из двух источников — с рекламы и из средств госбюджета. Такого нет более нигде в мире! Обычно четкое разделение: каналы государственные живут за счет госсредств, коммерческие и частные зарабатывают на рекламе. А российские федеральные и там ухватили, и тут полакомились, — добавляет Андрей Верещагин.

Но все же, как отмечают эксперты, программы духоподъемные и героические — возможно, как раз то, что сейчас и нужно российскому зрителю. И не исключают, что телевидение станет ярче и интереснее. Пусть хотя бы в выборный год и за счет госбюджета… Будем на то надеяться и мы.

Марта Черемнова      Мир новостей