Традиционная «Китайская живопись» в Республиканском музейно-культурном центре


 

живХакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова представляет выставку «Китайская живопись «ГОХУА» из художественного фонда Историко-этнографического музея – заповедника «Шушенское», которая откроется 16 августа 2017 года в 14.00 час. на II этаже Республиканского музейно-культурного центра. На выставке будут экспонироваться 26 живописных работ китайского и российского художника Цзянь Шилуня. Коллекцию картин члена Союза художников СССР, Союза художников Китайской Народной Республики, профессора Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина Цзянь Шилуня музей — заповедник унаследовал от Шушенской картинной галереи, носившей имя ее основателя Ивана Варламовича Рехлова.

Мальчика, родившегося 29 августа 1927 года в китайской провинции Ляонин в семье преподавателей – филологов Цзян (река), родители назвали красивым именем Шилунь (гора). В 1948 году он получил диплом филолога в государственном университете Северо-востока. Преподавательскую деятельность продолжил в Советском Союзе, когда в 1955 году его пригласили преподавать китайский язык и литературу в Ленинградский государственный университет. В течение 20 лет Цзян Шилунь обучал русских студентов китайскому языку, знакомил с таинственной культурой Востока и прививал любовь к искусству Китая. Но тяга к изобразительному искусству оказалась не менее сильной, и уже в начале 1960-х гг. живописные работы преподавателя Ленинградского университета из Китайской Народной Республики начали регулярно появляться в выставочных залах Ленинграда, удивляя европейского зрителя графической красотой иероглифов, крупными цветочными композициями на белой бумаге, незнакомыми пейзажами с горными пиками, плывущими облаками и туманами.

Работы художника выполнены в каллиграфии и традиционной китайской живописи стиля «гохуа». Китайский художник и ученый Дун Ци Чан еще в XVI веке выдвинул идею «возврата к древностям», последователи этой идеи строго и детально копировали старые образцы. Художники гохуа вносили в традицию новые элементы, заимствованные из западно-европейской живописи. Может быть именно это позволило Цзян Шилуню, родившемуся в Китае, но прожившему большую часть жизни в России, продолжать считать себя китайским художником, ведь главное – не жить в Китае, а быть верным традициям его культуры.

Творчество Цзян Шилуня расскажет посетителям о пейзажной живописи Китая, ее философской сущности, наглядно покажет связь живописи и каллиграфии в искусстве древней страны. Мастер создает свои работы в традиционных жанрах «горы и воды», «цветы — птицы» и художественной каллиграфии, пишет акварелью и тушью на шелке и рисовой бумаге. Как и большинство китайских художников, его не интересует простое копирование природы, он не пишет с натуры, а использует наблюдения за окружающим миром с точки зрения осмысления и последующего воплощения. Одинокий монах, бредущий по горной тропе, размытые лепестки пиона, сочетание бамбука и мелких листков дикой сливы, рыбак в тихой заводи – все это образы, пронизывающие китайскую культуру тысячелетиями. Знатоки говорят, что жанр «горы и воды» своими истоками восходит к самому Конфуцию: «Того, кто мудр – радует вода. Того, кто гуманен – радуют горы. Мудрый ценит движение, гуманный – покой. Мудрый обретает радость, гуманный – долголетие». Ключевое слово для культуры Китая – традиция, именно она пронизывает и живопись, и поэзию смыслами, возраст которых тысяча и более лет. Вот почему нужно обязательно посетить выставку «Китайская живопись ГОХУА».

Работы Цзян Шилуня находятся в собраниях ведущих музеев мира: Лувре, Государственном Эрмитаже, Государственном музее искусств народов Востока, других известных музеях и галереях и в частных коллекциях.

Приглашаем все ценителей и интересующихся 16 августа 2017 г ода в 14.00 час. в Республиканский музейно-культурный центр по адресу: г. Абакан, ул. Пушкина 28 А.