За бортом


фото: Михаил Ковалев

фото: Михаил Ковалев

Участники рынка авиационных перевозок чувствуют себя «крепостными Шереметьева».

Они обратились к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву и руководителю ФАС Игорю Артемьеву с просьбой разобраться в практике работы «Аэрофлота» и избранного им грузооператора. Ситуация, судя по всему, действительно нестандартная: под обращением подписались представители более 70 компаний. Кто и чем загрузил грузовые компании и почему они решили подняться на «правительственную» высоту, попробуем разобраться.

Игра на вылет

Профессиональные участники рынка авиационных грузооператоров поведали главе правительства о том, насколько радикально за последние 2 года изменились взаимоотношения между авиаперевозчиком, грузоотправителями или грузополучателями и компанией, осуществляющей наземное обслуживание грузовых и почтовых перевозок (ООО «Москва Карго»). На их взгляд, речь стоит вести о «монополизации обработки грузов в аэропорту Шереметьево», что может привести к «ухудшению качества и удорожанию услуг».

Трудно заподозрить столь значительную и массовую группу профессионалов в предвзятом отношении к своим стратегическим партнерам. Ведь у авиакомпании сегодня реноме ведущего отечественного перевозчика, признанного уже в шестой раз лучшим в Восточной Европе. И базируется она в крупнейшем аэропорту, который обслужил по итогам прошлого года 34 млн 30 тыс. пассажиров.

Почему же десятки компаний, бизнес которых напрямую связан с авиаперевозками, решили бить «по рукам дающих»? Почему они считают перемены, происходящие в главной воздушной гавани, неприемлемыми и что сложившуюся ситуацию стоит разруливать на уровне главы кабмина?

Два года назад аэропорт Шереметьево решился на большие перемены, доверив обслуживание грузового потока ООО «Москва Карго». Прежний основной оператор отошел от работы по итогам тендера. О том, к чему привела эта замена, СМИ начали писать сразу, расценивая происходящее как грузовой коллапс.

И покатились, как тележки, по наклонной?

Победитель тендера за два года работы вполне мог погасить уровень недовольства клиентов. Однако отзывы в Сети удивляют схожестью: многие жалуются на их неорганизованность, не профессионализм и безответственность. Судя по фотографиям, создается впечатление, что в терминалах компании царят хаос и неразбериха. Грузы регулярно оказываются под открытым небом, хотя должны находиться на складах. Очевидцы рассказывают про деформированные телеги, контейнеры, на которых нет колес. Дорогостоящая спецтехника простаивает из-за поломок, заметных даже дилетанту…

О том, как перевозят грузы на этой чудо-технике, как часто роняют прямо на перроне, ходят уже легенды. Однажды грузовая телега на ходу оторвалась от тягача и покатилась в сторону воздушного судна. Слава богу, не доехала…

В одном самолете

Подобные проблемы, правда, во многих отраслях. Но в данном случае есть некие обстоятельства, которые порождают чувство безысходности.

Во-первых, «Москва Карго» не скрывает аффилированности с Шереметьево, который с июня 2015 года является единственным участником ООО (соответствующая запись есть на официальном сайте грузооператора). Аэропорт Шереметьево (АШ) сегодня делят между собой государство и частники — 31,5% акций у Рос-имущества, 68,4% — у «Шереметьево холдинга», принадлежащего кипрской TPS AviaHoldingLtd.

В свою очередь АО АШ владеет 86,8% акций АО «Международный аэропорт Шереметьево», которое и является оператором порта. Российская юрисдикция ООО «Шереметьево холдинг» — удобная вещь. Но можно ли считать, что перед нами крупный национальный налогоплательщик? И как все это согласуется с объявленным в стране процессом деофшоризации?

Но вернемся к нашим «крепостным». Вот как они описывают в обращении к премьеру договорные отношения, в которые им предлагается вступать.

«В конце августа 2015 года ПАО «Аэрофлот», на долю которого приходится 81,8% всех рейсов в аэропорту«Шереметьево» (по данным на 2016 год), передал обслуживание грузов в компанию ООО «Москва Карго» и с этого момента прекратило их передачу АО «Шереметьево-Карго».

Данное решение ударило по многим участникам рынка: желающие обслуживаться на терминале АО «Шереметьево-Карго» лишились возможности отправки груза на рейсах авиакомпании и обслуживания груза на терминале «Шереметьево-Карго».

Авиакомпания на некоторых направлениях является единственным, безальтернативным перевозчиком, и грузоотправители начинают чувствовать себя крепостными: ведь они уже не могут выбирать терминал для обслуживания своего груза. Не сбежишь ни с борта, ни с терминала…

Оставшись без выбора, они вынуждены принимать условия, по сути, единственной компании, которая распахнула для них свои широкие объятия. Однако обслуживаться в «Москва Карго» люди не рвутся и по причине высоких тарифов, о чем также сообщают премьеру.

Когда без радости полет

Партнерство без выбора — как дружба по принуждению. Участники рынка полагают, что можно говорить о картельном сговоре двух хозяйствующих субъектов, который наносит «существенный вред состоянию конкуренции на рынке обслуживания грузов в аэропорту Шереметьево» и их правам.

Случай, конечно, беспрецедентный. Официальная, неформальная и непредвзятая проверка изложенных фактов явно необходимы.

О правилах игры в «закулисье» Шереметьево знает сравнительно узкий круг предпринимателей, но в конечном итоге каждый из нас к ним косвенно причастен. Любые отклонения в доставке грузов жесткая логика рынка конвертирует в дополнительные надбавки, которые компании «раскидывают» конечным потребителям.

Как знать, если бы здесь подходили к соблюдению антимонопольного законодательства более трепетно, то обычные пассажиры и клиенты воздушной гавани могли бы платить чуть меньше, а позволять себе — чуть больше. Профессионалы знают, что самолеты должны с максимальной эффективностью выполнять все пассажирские и грузовые перевозки. За полупустые самолеты, равно как и недозагруженные отсеки, в итоге платить приходится всем!

Поэтому, обращаясь к премьеру, грузовые перевозчики пекутся не только о себе, они просят и за всех нас — многомиллионную армию авиапассажиров.

Иллюминаторы порозовели?

Удручает и существенная разница между тем, как в реальности обстоят дела и как их видит новый грузооператор. В начале июня на официальном сайте ООО «Москва Карго» появилось сообщение о том, что компания прошла аудит без единого замечания. «Представители авиакомпании также остались довольны квалификацией персонала, отметив, что в ходе проверки сотрудники ООО «Москва Карго» продемонстрировали хорошие знания локальных нормативных документов и сути выполняемых процедур», — сообщает пресс-служба компании.

А это уже отзывы о работе все той же компании, блестяще прошедшей аудит: «Мой транзитный груз СПб-Москва (Шереметьево)—Нижневартовск, попавший в руки «Москва Карго» 28.08.15, провалялся на терминале 5 суток!!! пропустив 16!!! рейсов. … А как же «ведущее предприятие?» Овощебаза справилась бы быстрее!»

«Успешное прохождение аудита является свидетельством плодотворного сотрудничества ООО «Москва Карго» и ПАО «Аэрофлот» и эффективным инструментом улучшения качества обслуживания грузовых перевозок» — это заключение опять из официальной ленты грузооператора. Звучит как тост! И как бы в это хотелось верить!

Тем более что близок к воплощению еще один проект «Москва Карго» — ввод в эксплуатацию первой очереди грузового терминала с уникальной системой хранения и обработки грузов. Если сумеет выполнить свои обещания, то повезет и предпринимателям, и грузооператорам, и всем нам.

Думается, что планы создания глобального грузового хаба на базе аэропорта Шереметьево таки станут реальностью. И место в нем найдется не только для избранной элиты, но и для всех участников рынка. Ведь за семидесятью грузооператорами, обратившимися к Дмитрию Медведеву с просьбой защитить конкуренцию и восстановить закон на территории воздушной гавани, стоит многотысячный трудовой коллектив. Они просят о возможности работать по понятным правилам. И это именно тот случай, когда интересы людей совпадают с государственными.