Камеры повальных штрафов


камСистемы автофиксации нарушений ПДД превратились в прибыльный, но непрозрачный бизнес

На этой неделе Генпрокуратура РФ выступила с резкой критикой систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения. По заявлению зам.начальника управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества прокуратуры России Александра Русецкого, «зачастую применение средств автоматической фиксации нацелено не на предупреждение и пресечение нарушений ПДД, а на пополнение  бюджетов».

За этими словами  высокопоставленного  прокурорского чиновника видится признание того, что наводнившие страну видеокамеры на дорогах и городских улицах на самом деле служат инструментом сбора дополнительного налога практически со всех без исключения автомобилистов. О том, каков реальный оборот бизнеса на дорожных камерах, а также о том, куда направляются огромные средства от штрафов, которыми ежедневно по делу и без дела облагается вся страна, можно только догадываться. По свежему заявлению ГИБДД, только в столичном регионе численность автопарка превышает 8 миллионов автомобилей.

Спросите у любого, пусть даже самого аккуратного и законопослушного водителя, сколько штрафов и на какие суммы ему приходится ежемесячно платить по «письмам счастья» из органов безопасности дорожного движения? Редко кто из москвичей, ежедневно садящихся за руль, может похвалиться штрафным чеком в менее чем 1 тысячу рублей в месяц. Зачастую же по домашним адресам водителей ворохами шлют штрафы на основе якобы зафиксированных видеокамерами нарушений и по 2, и по 3 тысячи рублей.

Плодятся, как грибы в лесу, и многообразные интернет- сервисы, предлагающие заплатить штрафы по видеокамерам именно через них. Как говорится, только успевай платить! Для подсчета усредненной суммы собираемого на дорогах столичного региона штрафного урожая возьмем цифру в 1 тысячу рублей в месяц на каждого водителя. Помножьте эту цифирь на 8 миллионов автомашин, и получится 8 миллиардов рублей ежемесячных штрафных сборов только в Москве и Московской области! Соответственно – 96 миллиардов в год!  Нетрудно прикинуть, что в масштабах всей страны этот показатель наверняка не меньше триллиона рублей.

С такими бюджетными  поступлениями  стране должно быть все равно, какая там грядет конъюнктура мировых цен на нефть: можно и вовсе забросить нефтяную и газовую добычу и жить исключительно на доходы с систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения! Во всяком случае, на такие деньжищи  можно отремонтировать  все имеющиеся дороги и прокладывать километры новых. Но, как мы знаем, этого не происходит: дорожные камеры по всей стране  денно и нощно без устали обирают миллионы россиян на триллионы рублей, а на дорогах при этом ничего не меняется. Загадкой остается и то, куда и в каком количестве уходят собранные на дорожных штрафах деньги.

На прошлогоднем президиуме Госсовета глава Минтранса Максим Соколов озвучил свою цифру собираемых в РФ штрафов за нарушение правил ГИБДД: по его подсчетам,  это всего лишь около 60 миллиардов рублей в год. Возможно, министр назвал «белую» цифру, которая доходит до казны после получения  гешефтов всеми заинтересованными в этом бизнесе ведомствами и компаниями- посредниками. Иначе названный главой Минтранса показатель обосновать затруднительно. Дальше – больше.В завершение своего выступления на том памятном госсовете Максим Соколов  предложил «целенаправленно использовать эти средства на ликвидацию очагов аварийности на региональных дорогах». Получается, что до сих пор собираемые в качестве дорожных штрафов миллиарды на дороги не использовались. Возникает вопрос: а куда же в таком случае направлялись все эти деньги, которые автомобилисты исправно каждый месяц переводили и продолжают переводить на указанные в платежках счета?

Вопрос об использовании денег, которые зарабатываются с помощью разветвленной системы камер видиофиксации на дорогах страны, в обществе поднимается регулярно. Но четкого и внятного ответа на него нет. Начальники ГИБДД и прочие чиновники периодически твердят о пополнении бюджета, но о подробностях умалчивают как о великой гостайне. В соцсетях давно и много спорят об этой непраздной проблеме и не без оснований приходят к выводу о том, что дело тут нечисто, а бизнес на дорожных камерах крайне непрозрачен. О том, что вместо прежней привычной беды – поборов на дорогах руками нарядов ГИБДД- ГАИ – на страну навалилась новая напасть в виде массовых и зачастую надуманных штрафов «по видеокамерам», говорят и факты, подтвержденные Генпрокуратурой.

Тот же упомянутый выше  представитель ГП Александр Русецкий прямо сказал о  вскрытых прокурорами фактах«установки технических средств без учета состояния аварийности, несоответствия параметров работы комплексов установленному скоростному режиму на конкретных участках дорог, отсутствия знаков, предупреждающих водителей об использовании средств видеофиксации». Одного этого достаточно для того, чтобы хотя бы на время расследования приостановить работу дорожных камер и перестать обкладывать население незаслуженной данью, которая, к тому же, уходит неизвестно куда.  Использование систем дорожной видеофиксации давно обросло публичными скандалами, которые свидетельствуют о массовых злоупотреблениях их операторов и бенефициаров этого доходного бизнеса.

Так, некоторое время назад сотрудникам  ГИБДД пришлось отключить одну из камер в подмосковных  Химках, поскольку она фиксировала скорость со значительным искажением: в один из дней аппаратура показала, что пенсионер двигался на своем ВАЗ-2101 со скоростью 211 км/ч. В том же ряду – скандал с  комплексами дорожного видеонаблюдения  «Стрелка», которые  некорректно определяли нарушителей скорости. В 2012 году на эти отечественные инструменты  заработка денег на дорогах  с негодованием обратили внимание даже депутаты Госдумы. В 2014 году в Краснодарском крае дорожные камеры выписывали водителям «письма счастья» за нарушения, которые в действительности не совершались. Такой же скандал  разразился в  Воронежской области, где  функции операторов дорожных камер были делегированы неким коммерческим структурам.

Впрочем, подобных историй – сотни, если не тысячи по всей стране. Однако в своем большинстве скандалы либо заминаются, либо не имеют правового продолжения, поскольку водители понимают, что разбираться со странными штрафами и ходить по российским судам – себе дороже. По оценке координатора движения “Синие ведерки” ПетраШкуматова, все эти факты и нарушения давно известны общественности. «Камеры ставят не там, где существуют очаги аварийности, а там, где можно заработать денег. Очень наглядная в этом плане история с запрещающими парковку знаками, которые ставят по всей Москве, а потом пускают “парконы”. Для муниципальных властей установка комплексов стала выгодным бизнесом, позволяющим затыкать дыры в бюджетах: штрафы легко выписать и тяжело обжаловать», — напоминает общественник.

Удастся ли прокурорам навести  порядок в использовании дорожных видеокамер, чтобы ситуация хотя бы перестала быть настолько беспредельной? Судя по обороту «камерного бизнеса», вряд ли: те, кого кормит бизнес на штрафах с дорожных камер, наверняка будут стоять на своем до последнего. А судя по обстановке в стране, это  последнее кончится еще не скоро.      polytika.ru