Минэкономики Хакасии: В республике может быть создано восемь промпарков


Фото пресс-службы Минэкономики Хакасии

Фото пресс-службы Минэкономики Хакасии

В 2013 году со спадом производства в металлургической и угледобывающей отраслях экономики Хакасия потеряла часть поступлений в бюджет. Пришлось брать взаймы банковские кредиты. В связи с этим только за минувший год государственный долг Хакасии вырос почти в два раза: с 4 млрд. 600 млн. рублей до 8 млрд. 600 млн. рублей, тогда как в начале 2009 года он составлял лишь 600 млн. рублей. Один из путей решения проблемы – развитие малого и среднего бизнеса. Поэтому правительство республики прилагает максимум усилий для создания в регионе наиболее привлекательного инвестиционного климата. Об этом корреспондент adi19.ru — Новости Хакасии решил побеседовать с первым зам. министра экономики Хакасии Максимом Боярским.

— Максим Григорьевич, впервые о привлечении инвестиций в рыночную экономику Хакасии заговорили с идеи создания на территории региона в районе п. Пригорск свободной (особой) экономической зоны. Это было в начале 90-годов. Помню, очень сильно этой идеей был увлечен бывший председатель комитета по экономической политике, промышленности, строительству транспорту и связи Верховного Совета республики Владислав Торосов. Тогда это дело ничем не кончилось, так как на федеральном уровне еще не был принят соответствующий закон. Затем речь о зоне вновь зашла в середине нулевых. Однако в тот раз Хакасия проиграла соответствующий конкурс. Можно ли сейчас сказать, что об этой великолепной идее нам придется забыть?

— Начнем по порядку. Действительно, в 1996 году президент Борис Ельцин подписал указ №910 «О создании на территории Хакасии свободной экономической зоны». Под руководством Владислава Торосова была проведена огромная подготовительная работа по созданию необходимой для зоны инфраструктуры: был значительно расширен участок трассы М-54 между Черногорском и Пригорском, в Хакасии открыли представительства федеральные ведомства, которые должны присутствовать в местах формирования таких зон – таможня, пограничники. Однако после смены руководства республики в 1997 году эта работа была фактически свернута, так как действовавшее в тот период правительство Хакасии не проявляло к ней заинтересованности.

Чем характерна свободная (особая) экономическая зона? Прежде всего, необходим инвестор. То есть, какие бы мы красивые слова не говорили об этих зонах, существует правило: зона должна формироваться в том или ином регионе для более полной загрузки либо какого-то действующего промышленного предприятия, либо при наличии уже определенных договоренностей с крупными инвесторами. В то время крупного инвестора у нас не было, однако еще теплилась жизнь на абаканском комбинате «Сибирь».

Действительно, в середине нулевых годов Минэкономики РФ был объявлен соответствующий конкурс, после чего на территории страны возникло порядка 20 СЭЗ (ОЭЗ) четырех типов. Упор при конкурсном отборе был сделан на два фактора: либо зона создавалась в каком-то «депрессивном» субъекте РФ, который необходимо поднимать, либо в регионе, имеющем какой-то живой, но уже утрачиваемый экономический потенциал (научный, производственный и т.д.). Мировой опыт по созданию СЭЗ (ОЭЗ) имелся, но у нас в стране в этом плане были несколько иные условия, чем в странах, начавших применять механизм создания зон в 70-80-ых годах. Например, большой эффект дал этот механизм в Китае, но у нас в 90-ые годы и позже эта практика была уже не приемлема. В экономике КНР сохранился очень мощный госсектор, поэтому там не стояла проблема возможного юридического перемещения промышленных предприятий в эти зоны. У нас же всегда существовала опасность, что СЭЗ (ОЭЗ) станет обычным оффшором. То есть, ничего нового на ее территории построено не будет, туда юридически зайдут лишь действующие предприятия в целях ухода от части налогов. Вот, кстати, СЭЗ (ОЭЗ) и оффшор, по идее, должны быть диаметрально противоположными понятиями. Если оффшор – это обычный уход от налогов и никаких новых производств, то СЭЗ (ОЭЗ) подразумевает создание новых предприятий и создание новых рабочих мест. И для того, чтоб не плодились новые оффшоры, правительство России очень осторожно подходит к формированию СЭЗ (ОЭЗ).

Следует отметить, что СЭЗ (ОЭЗ) федерального подчинения в нашей стране действует не очень много, и должного экономического эффекта, какого-то масштабного привлечения инвестиций они пока не дали. Поэтому буквально недавно Минэкономразвития России заявило, что будет сокращать количество зон и передавать их в ведение субъектов РФ.

Тем не менее, раз правительство Хакасии поставило перед собой задачу развивать экономику республики темпами выше среднероссийских, необходимо было задействовать все возможные инструменты, которые предоставлены нашим законодательством. Поэтому в 2000-ых годах, когда уже был принят закон о СЭЗ (ОЭЗ), Хакасия подала соответствующую заявку на создание у себя зоны.

Почему был получен отказ? Да потому, что инвесторов, которые бы хотели реально в ней работать, у нас не было. А это — самое важное условие, которое ставит в этом отношении федеральный центр.

Тогда мы решили поступить несколько иным образом. В федеральном законодательстве в то время отсутствовало такое понятие, как региональные зоны территориального развития. Законопроект о них несколько лет лежал в Госдуме без движения, и никто не знал, когда он может быть принят. Поэтому мы решили не ждать, и подготовили свой, региональный законопроект о зонах экономического благоприятствования. Вот тогда как раз и зашла речь о создании зоны такого типа в Таштыпском районе, хотя законопроект, как таковой, не имел привязки к отдельной территории. В 2011 году он был внесен на рассмотрение в Верховный Совет Хакасии, но в тот момент, когда он проходил первое чтение, Госдума приняла закон о зонах территориального развития! Таким образом, с исчезновением в этом плане правового вакуума на федеральном уровне мы потеряли право принимать соответствующие региональные законы.

Следующие два года были, по сути, временем формирования правовой базы зон территориального развития, поскольку для того, чтоб закон заработал, правительству России было необходимо принять целый ряд постановлений достаточно острого, проблематичного характера. И в итоге оказалось, что на территории Хакасии такую зону территориального развития создать мы не можем, так как вышеназванный закон ориентирован на поддержку «строго депрессивных» 20 субъектов РФ (в основном, северокавказских и дальневосточных). В законе определены 9 ключевых показателей социально-экономического развития регионов, и в Хакасии они лучше, чем необходимо для создания такой зоны. В частности, у нас объем промышленного производства сейчас составляет 220 тыс. рублей в год на душу населения, а максимально необходимый показатель для создания зоны равен 181 тыс. рублей. Также у нас гораздо выше уровень производства сельхозпродукции, достаточно низкий процент аварийного жилья и т.д.

— Но ведь у нас есть уже горький опыт, когда в начале 90-ых годов с созданием зоны экономического благоприятствования на территории «депрессивной» Ингушетии получился самый обыкновенный оффшор, и в итоге ее пришлось закрыть. Получается, федеральный центр решил опять решил наступить на те же грабли?

— Нет. Сегодня речь все же идет не о простой перерегистрации юридических лиц из одного региона в другой, а о поддержке инвестиционных проектов. То есть, согласно принятой нормативной базе в качестве необходимого условия для образования зоны территориального развития обязательно создание в регионе реальных предприятий. К тому же в законе идет речь не об образовании зоны на всей территории региона, а об отведении под нее одного или нескольких районов (например, с избыточной рабочей силой).

Когда вопрос с зоной территориального развития для Хакасии стал не актуален, мы принялись прорабатывать другие варианты ускорения темпов социально-экономического развития республики, и в результате остановились на самом жизнеспособном и адаптированном к нашим условиям. У нас уже имеется по факту благоприятный опыт образования промпарка «Черногорский», и мы считаем, что этот инструмент применим и к другим территориям Хакасии. Суть его уже известна: государство создает оборудованную необходимой инфраструктурой промышленную площадку и предоставляет бизнесу, который туда зайдет с реальными инвестиционными проектами, различные формы поддержки, в том числе и налоговые преференции. На реализацию проекта парка получены средства из федерального бюджета, а они также могут быть выделены лишь в случае серьезной проверки намерений региональной власти. И мы стали одним из немногих регионов, реально доказавших, что у нас такое возможно сделать. За 2013-14 годы на создание инфраструктуры промпарка «Черногорский» будет потрачено в общей сложности 50 млн. рублей, из них 27 млн. рублей – средства федерального бюджета. И наше дело – дать инвесторам гарантию, что они получат реальную поддержку и будут реально защищены.

— Кроме проекта промпарка «Черногорский» в республике имеется также проект агропромпарка «Алтайский», хотя он пока находится в стадии разработки.

— Да, о промпарке «Черногорский» я сказал, как о свершившемся факте. Но жизнь на этом не заканчивается. Поэтому Минэкономики Хакасии наметило несколько других перспективных инвестиционных площадок, которые могут стать промпарками. Их семь, с разной степенью проработанности, — где-то на пустом месте, где-то с остатками инфраструктуры советских времен — и они, по сути, охватывают всю территорию республики. Однако здесь многое зависит от властей муниципалитетов: где они отведут земельные участки, какие условия со своей стороны предложат инвесторам, наличие самих инвесторов и т.д. Естественно, речь не идет об одновременном развитии всех площадок, поскольку наши возможности тоже ограничены. Будет объявлен конкурс, будут рассматриваться предложения муниципалитетов. И в итоге какая-то из этих площадок будет отобрана первой, а постепенно, надеюсь, мы охватим их все. Ну, и одна из наиболее перспективных площадок – это и есть агропромпарк «Алтайский», расположенный в пределах Абакано-Черногорской агломерации. Но если другие муниципалитеты – тот же Таштыпский или Аскизский районы — предложат более интересные проекты, преимущество будет отдано им.

— То есть, проект агропромпарка «Алтайский» отложим в сторону, и возьмемся за Таштып или Аскиз?

— Понимаете, когда у нас только началась история с промпарками, тот же Черногорск не был в числе приоритетных муниципальных образований. Там было фактически чистое поле, а ведь у нас есть более привлекательные территории, где сохранилась какая-то инфраструктура. Но была необходима проработка вопроса с местным бизнесом, с правительством республики, с депутатами городских и районных советов, с населением, с федеральным центром, и лучше всего эту работу провел именно Черногорск. Поэтому сейчас там и имеется промпарк, и мы надеемся, что он будет развиваться и дальше.

— Однако в прошлом году многие индивидуальные предприниматели и малые предприятия Хакасии свернули свою деятельность и прекратили ресгистрацию. Кстати, вы можете назвать причины этого?

— Основные причины – это изменения в налоговом законодательстве, отмена части преференций. Да, число предпринимателей у нас сократилось, однако в основном закрылись те, кто по факту еще раньше свернул свою деятельность. И если до определенного момента их не обременяло наличие регистрации, то сегодня произошло их официальное закрытие. Тем не менее, показатели по объемам продукции, по выплаченным налогам с малого и среднего бизнеса в Хакасии по итогам 2013 года не уменьшились, а наоборот, увеличились. И мы полагаем, что они несколько увеличатся также в этом году.

— Какие новшества в законодательстве введены в отношении такого понятия, как «налоговые каникулы»?

— Если речь идет о тех инициативах президента России, о которых все говорят, то они пока законодательно не закреплены. Поэтому как раз сейчас на федеральном и республиканском уровнях ведется проработка законодательного оформления вопроса вхождения Хакасии в список регионов опережающего развития и с привлечением инвесторов на максимально выгодных для регионов условиях, в том числе с понятием «налоговых каникул».

Евгений ИВАШКИН

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники